Миллиарды за WhatsApp

Миллиарды за WhatsApp

Facebook купил  WhatsApp

16$ млрд за WhatsApp — дорого или дешево?

Когда смотришь на цифру в 16 000 000 000 долларов за бизнес на базе продукта для общения который команда в полсотни человек построила за несколько лет – это действительно впечатляет. Особенно впечатляет, если ты сам занимался подобными продуктами, да и вообще созданием массовых сервисов.

В структуре сделки предусмотрена выплата $4 млрд «кешем», $12 млрд акциями Facebook и еще $3 млрд. опцион для сотрудников WhatsApp, который может быть реализован в течении 4-х лет после закрытия сделки.

Переплатил ли Цукерберг за этот актив? С учетом текущей пользовательской базы в 540 млн и введенной в 2013 году платы в $1 за год использования, которую должен платить пользователь только со второго года использования, можно попробовать спрогнозировать выручку. А с учетом того что компания придерживается сильной экономии – примерно представить уровень расходов. Мультипликаторы для такой суммы сделки получаются уж сильно выше рыночных. Таким образом это вопрос стратегической инвестиции Facebook пусть и с такой высокой переплатой.

Зачем Facebook купил WhatsApp?

Мнений высказано достаточно много. Это и проблемы с приобретением более молодой и активной аудитории. И вопрос конкурирования за географические рынки персональных коммуникаций, в пику недавней покупки Viber японским Rakuten’ом. И то, что Facebook использовал эту сделку как паровоз для стоимости своих бумаг на бирже. Я лично понаблюдаю за их следующими шагами по M&A, прежде чем делать выводы относительно именно этой сделки.

У кого еще есть шансы?

Если посмотреть на вот эту инфографику, то кажется что рынок давно поделен. В каждом регионе присутствуют свои доминирующие игроки. А сверху, достаточно большое давление со стороны глобальных игроков Google, Microsoft (Skype) и Apple. Однако этот сегмент достаточно динамичен, и большинство игроков обладают не такой уж большой историей. Например стремительный взлет Line пару лет назад, в тот момент когда руководство одного из российских холдингов принимало решение о сворачивании работы над своим продуктом в области обмена сообщениями из-за страха конкуренции в нише. Или процесс поглощения ICQ со стороны Mail.Ru и тот как развился за это время их собственный продукт Агент. Согласен, что не всем удается создать и развить продукт до уровня WhatsApp. И далеко не все могут выбрать эффективную модель монетизации, которая сможет выстоять хотя бы 6-7 лет. Но тот факт что конкурировать в этом сегменте можно и сегодня – это факт. И выигрывать будут скорее те игроки, которые обладают динамичностью, компактностью и эффективностью своих продуктовых команд.