«Мы интроверты: сидим себе, стучим по клавишам»

«Мы интроверты: сидим себе, стучим по клавишам»

Генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож рассказал основателю венчурного фонда Almaz Capital Partners Александру Галицкому о новых сервисах и партизанах в интернете.

В конце прошлого года Аркадий Волож неудачно поиграл в бадминтон и порвал связки на ноге. После операции он ходит с трудом, так что впервые за много лет решил устроить себе «творческий отпуск» — старается реже появляться в офисе: «Отказ ноги — это рука судьбы. Пора, наверное, посмотреть на все со стороны».
Аркадий Волож
«Стало реально страшно»

Александр Галицкий: Существует конкуренция технологическая и конкуренция за аудиторию. В погоне за аудиторией в России вы явно ушли в отрыв. За счет чего?

Аркадий Волож: Три года назад это было не так уж и явно. Россия — одна из трех-четырех стран в мире, где Google не лидер. Почему в России вообще есть свой поиск? Потому что в 1990-е годы три большие команды занимались поиском: «Апорт», «Яндекс» и «Рамблер». В середине 2000-х конкуренция поутихла: «Апорт» так и не занял заметных позиций, да и «Рамблер» не сильно за нами бежал.

АГ: То есть это не вы их опередили, а они сами сдулись?

АВ: В 1996 году, когда все только начиналось, мы предлагали «Рамблеру» купить нашу технологию. Тогда мы считали, что заниматься медийным бизнесом в интернете не наша работа, думали, что можно остаться чисто технологической компанией. Но ни они, ни другие порталы технологией не заинтересовались, и нам пришлось начинать все строить самим.

Соревнуясь с «Рамблером», мы заметно продвинулись, и к середине 2000-х наш отрыв стал уже слишком большим. Тогда мы расслабились. Два-три года почивали на лаврах и куда только ни бросались: игрушки, социальные сервисы. В этот момент активизировался Google, и вот тут нам пришлось соревноваться уже со сборной мира. В 2007-м — начале 2008 года наша доля на рынке упала с 60% до 54%. Google же быстро вырос с 6% до 18%. Стало реально страшно. Отступать было некуда, «позади Москва», и мы пошли в наступление. Мы сформулировали основную задачу «Яндекса»: «отвечать на вопросы пользователей». К концу 2008 года поиск кардинально переделали, в 2009-м, я считаю, мы опередили Google по многим показателям.

Журнал «Секрет Фирмы»